Проблемы и особенности содержания осужденных к лишению свободы в порядке ст. 77.1 УИК РФ

Статья 77.1 УИК РФ определяет порядок привлечения осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве, особенности их содержания в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (далее – СИЗО), а также содержит в себе определенные пробелы, которые будут рассмотрены в данной публикации.

Особенностью содержания осужденных в следственных изоляторах на основании ст. 77.1 УИК РФ является то обстоятельство, что все они содержатся в порядке, установленном Федеральным законом от 15.07.1995г. № 103 – ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – ФЗ № 103), но при этом на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда. То есть, на данную категорию осужденных распространяются требования ФЗ № 103 и приказа Минюста РФ от 14.10.2005г. № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», но содержатся они на условиях, предусмотренных Главой 16 УИК РФ.

Основной проблемой содержания осужденных к лишению свободы в следственных изоляторах в порядке ст. 77.1 УИК РФ является то обстоятельство, что законодателем не определен максимальный срок, на который возможно перевести осужденного или оставить его в СИЗО.

В соответствии с ч. 1 ст. 77.1 УИК РФ при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений на основании мотивированного постановления следователя с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему руководителя специализированного следственного органа или его заместителя, руководителя территориального следственного органа по субъекту Российской Федерации следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) или его заместителя – на срок, не превышающий двух месяцев, с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или его заместителя, руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) – на срок до трех месяцев, а также постановления дознавателя с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему прокурора или его заместителя – на срок, не превышающий двух месяцев, а с согласия Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя – на срок до трех месяцев.

Как следует из вышеизложенного, однократное оставление осужденного, переведенного в следственный изолятор для участия в следственных действиях, возможно на основании мотивированного постановления следователя на срок, не превышающий 2-х месяцев, но при этом указанной нормой закона не определено максимальное количество таких переводов или оставлений. На практике следователи активно пользуются указанным пробелом и каждые два месяца выносят соответствующие постановления об оставлении осужденных в СИЗО, таким образом продлевая им фактически срок содержания в следственном изоляторе до завершения предварительного следствия по уголовным делам, производство по которым в некоторых случаях может доходить до года и более.

Аналогичный пробел усматривается и в ч. 2 ст. 77.1 УИК РФ. Так, указанной нормой закона определено, что при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы. Но при этом не указан срок, на который данные лица могут быть переведены или оставлены в СИЗО. Фактически они содержатся в следственных изоляторах до окончания судебного разбирательства и вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, следственные органы и суды, пользуясь тем, что ст. 77.1 УИК РФ не содержит конкретных сроков содержания осужденных в следственных изоляторах, самостоятельно определяют их, подгоняя под сроки предварительного следствия или судебного разбирательства, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Исходя из вышеизложенного, научным сообществом полагается правильным и обоснованным внесение в ст. 77.1 УИК РФ изменения с привязкой срока содержания осужденных в следственных изоляторах к срокам предварительного следствия и судебного разбирательства.

 

Помощник прокурора округа

М.Н. Екатериненко