Права граждан при рассмотрении обращений в органах прокуратуры
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Порядок рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 59-ФЗ и корреспондирующими ей нормами Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, гражданин имеет право:
- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме. При этом для обеспечения полноты и объективности проверок по любому обращению к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости – заявители;
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Заявитель либо его представитель вправе снимать копии с представленных документов и материалов с использованием собственных технических средств. Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи им обращения;
- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Обращения считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям. При этом ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в письменной форме. Основания, при которых ответ на обращение гражданину не дается, приведены в статье 11 Федерального закона № 59-ФЗ;
- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с этим при отказе в удовлетворении обращения в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом;
- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. Заявление о прекращении проверки может быть подано в письменной форме либо в форме электронного документа, в котором указывается наименование прокуратуры, в которую направлено первичное обращение, его фамилия, имя отчество, почтовый адрес или адрес электронной почты для направления ответа, просьба о прекращении рассмотрения обращения, подпись и дата. После получения указанного заявления должностное лицо, в производстве которого находится первичное обращение, вправе прекратить его дальнейшую проверку, если в полученных им материалах не содержится сведений о наличии нарушений закона, требующих принятие соответствующих мер прокурорского реагирования. О принятом решении должностное лицо уведомляет заявителя, при этом первичное обращение ему не возвращается.