О разъяснении законодательства в сфере противодействия коррупции, о состоянии законности

 

В современных условиях Российская Федерация сталкивается с множеством проблем различного характера, одной из которых, существенно препятствующей проведению многих государственных преобразований, нарушающих права и законные интересы физических и юридических лиц, взаимодействующих с органами государственной власти и органами местного самоуправления, является проблема коррупции.

Коррупция подрывает авторитет государственной власти и органов местного самоуправления, препятствует развитию экономики, создает угрозу для государственной безопасности.

Проблема коррупции - проблема, которая не может быть решена в короткий промежуток времени, поскольку является латентной, то есть, скрытой.

Для решения указанной проблемы в настоящее время законодательство в сфере противодействия коррупции интенсивно развивается. Так, приняты и действуют Федеральные законы «О противодействии коррупции», «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дано определение коррупции, под которым понимается: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействием коррупции является деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. 

Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы.

Государство применяет самые жесткие меры в отношении коррупционных проявлений путем ужесточения уголовного наказания за совершение преступлений указанной направленности.

К самым распространенным видам преступлений коррупционной направленности Уголовный кодекс РФ относит следующие преступления: «Злоупотребление должностными полномочиями» (ст. 285 УКРФ), «Превышение должностных полномочий» (ст. 286 УК РФ), «Получение взятки» (ст. 290 УК РФ), «Дача взятки» (ст. 291 УК РФ), «Служебный подлог» (ст. 292 УК РФ), «Провокация взятки либо коммерческого подкупа» (ст. 304 УК РФ) и другие преступления.

Наказание за вышеуказанные преступления предусмотрено в виде штрафа, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы.

Прокуратурой района за истекший период 2016 года в сфере противодействия коррупции выявлено 176 нарушений закона (2015 г. - 139), в целях устранения которых на незаконные правовые акты принесено 40 протестов (2015 г. - 15), внесено 10 представлений об устранении нарушений закона (2015 г. - 22), по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 16 виновных лиц (2015 г. - 19). Кроме того, прокуратурой района в порядке ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ направляются материалы проверок для решения вопроса о возбуждении в отношении лиц, совершивших коррупционные преступления, уголовных дел.