Административный надзор

 

 

Административный надзор устанавливается в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих неснятую и непогашенную судимость. Его целью является оказание профилактического воздействия и предупреждение совершения ими новых преступлений.

При принятии решения об установлении административного надзора судом одновременно устанавливаются в отношении каждого лица индивидуальные ограничения, среди которых может быть:

  1. Запрещение пребывания в определенных местах;
  2. Запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
  3. Запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица в определенное время суток;
  4. Запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
  5. Обязательная явка от 1 до 4 раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации.

Единичный факты несоблюдения ограничений являются основанием для привлечения поднадзорного лица к административной ответственности по  ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ. Наказание за такое нарушение варьируется от штрафа в размере от 1000 до 1500 руб. до административного ареста на срок до 15 суток.

В случае повторного нарушения в течение 1 года установленных ограничений, поднадзорное лицо подлежит привлечению к ответственности по ч. 3 ст. 19.24 УК РФ, в наказание за совершение которого судом уже могут быть назначены обязательные работы на срок до 40 часов, административный арест на срок от 10 до 15 суток, либо административный штраф в размере от 2000 до 2500 руб.

Отдельно предусмотрена ответственность за нарушение поднадзорным лицом обязанностей. Федеральное законодательство предусматривает следующие обязанности поднадзорных лиц:

1) прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы;

2) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение 3 рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;

3) уведомить орган внутренних дел, осуществляющий административный надзор в отношении указанного лица, в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы;

4) допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

5) являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в определенный этим органом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.

Нарушение этих и иных установленных законом обязанностей влечет привлечение лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ и предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

Если же целью нарушений является уклонение поднадзорного лица от административного надзора, то поднадзорное лицо подлежит привлечению не к административной, а к уголовной ответственности, которая установлена в ст. 314.1 УК РФ.

Наказание в этом случае последует как за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, так и за самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения.

За совершение такого преступления частью 1 статьи 314.1 УК РФ предусмотрено наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года.

Уважительными причинами несоблюдения изложенных обязанностей могут являться тяжелая болезнь, невозможность проживания по месту жительства или пребывания вследствие чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, необходимость навестить тяжелобольного родственника, если при этом отсутствует намерение избежать контроля со стороны правоохранительных органов и др. Временное отсутствие транспортного сообщения является уважительной причиной неприбытия при освобождении поднадзорного лица из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный срок.

         Предусматривает данная статья закона и уголовную ответственность за неоднократное несоблюдение ограничений поднадзорным лицом, сопряженное с совершением административного правонарушения против порядка управления, либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 11.5, либо ст. 11.9, либо ст. 12.8, либо ст. 12.26 КоАП РФ.

За такое преступление по части 2 статьи 314.1 УК РФ наказание установлено в виде штрафа в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательных работ на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо принудительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до одного года.