«Изменились условия привлечения юридических лиц к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений»

Статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» установлено, что все организации независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

В целях формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции, а также во исполнение
Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 № 309 «О мерах
по реализации отдельных положений Федерального закона
«О противодействии коррупции», министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 08.11.2013 года утверждены «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции».

За девять месяцев 2018 года прокуратурой округа выявлено неисполнение названных требований законодательства шестью организациями.

С 14 августа 2018 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.08.2018 № 298-ФЗ в Кодекс об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), который дополнен положениями, направленными на реализацию государственной антикоррупционной политики.

Так, в КоАП РФ внесены изменения, регламентирующие возможность наложения судом на основании мотивированного ходатайства прокурора ареста на имущество юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 КоАП РФ, в целях обеспечения исполнения наказания, назначенного за незаконное вознаграждение от его имени или в его интересах.

Арест имущества заключается в запрете юридическому лицу распоряжаться арестованным имуществом, а при необходимости в установлении ограничений, связанных с владением и пользованием им. Денежные средства, находящиеся во вкладах и на счетах в банках или иных кредитных организациях, могут быть также арестованы в случае отсутствия
у юридического лица иного имущества.

В случае вынесения судьей определения о наложении ареста
на имущество его копия незамедлительно направляется прокурору, судебному приставу-исполнителю, юридическому лицу, а также при необходимости
в государственные органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества или прав на него.

Арест, наложенный на имущество, может быть отменен судьей, вынесшим определение о наложении ареста, по ходатайству прокурора, судебного пристава-исполнителя или по мотивированному заявлению защитника и (или) законного представителя юридического лица, в отношении имущества которого применена указанная мера обеспечения производства
по делу об административном правонарушении.

При этом стоимость арестованного имущества организации не может превышать максимальный размер штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ.

Применение отсрочки или рассрочки исполнения постановления
о назначении административного наказания не является основанием для отмены ареста, наложенного на имущество.

Срок добровольной уплаты назначенного штрафа сокращен до семи дней со дня вступления судебного акта о его наложении в законную силу. Ранее
на юридических лиц, привлеченных к административной ответственности
за совершение указанного коррупционного правонарушения, распространялись общие требования в части исполнения постановления о наложении административного штрафа, срок оплаты составлял 60 дней.

Кроме того, предусмотрены условия освобождения юридического лица
от административной ответственности (в случае, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, раскрытию и проведению расследования преступления, сопряженного с указанным актом коррупции, либо в его отношении совершено вымогательство).

Изложенное свидетельствует об отсутствии негативных последствий для юридических лиц в случае добровольного сообщения об указанных фактах коррупции.